Бурнаевская мечеть

5,001 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бурнаевская мечеть в Казани является памятником татарской культовой архитектуры, который сочетает в себе мотивы эклектики русской, восточно-мусульманской архитектуры.

Город мечетей возник еще в 1005 году. С этого момента началась история Казани. Населенный пункт справился с многочисленными военными атаками и нашествиями. Его разрушали, а он снова восстанавливался. В 15 веке территория существенно увеличилась. Столичное княжество стало центром духовного и культурного наследия. В 18 веке стали появляться первые мануфактуры. Кремль преобразился. В 1990 годах Казань получила статус крупнейшего центра России. В 2005 году ему исполнилось 1000 лет. Количество туристов с каждым годом только увеличивается. Бурнаевская обитель непременно входит в маршрут приезжих, так как отличается непростой историей появления.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Экскурсия «Мечети Казани»

Бурнаевская мечеть расположилась в Старо-татарской слободе. Необычайно эффектное здание видно издалека. В нескольких минутах ходьбы от объекта находится остановка Ахмятова. Здесь останавливается весь необходимый общественный транспорт. Автобусы отходят от различных автовокзалов Казани. Необходимо воспользоваться маршрутами под номерами 5, 23,56,71,68, 72. Они ходят регулярно, с периодичностью 5-10 минут. Если вы случайно заблудитесь, то всегда можно спросить у местных жителей, как доехать. Достопримечательность является известной и ее знает каждый горожанин.

Кафе и рестораны

Казань – это крупный туристический город. Заведения общественного питания представлены повсеместно. Можно подобрать учреждение на любой вкус и бюджет. Отдыхая в Татарстане, непременно отведайте блюда национальной кухни. Местная пища вкусная и питательная. Вкусно и по доступной цене перекусить можно в таких заведениях, как «Сказка», «Ханума», «Даблби», «Чак-чак», «Свитер», «Агафредо», «Кофеин», «Татарская усадьба» и другие.

Гостиницы

Если вы приезжаете в столицу на несколько дней, то для комфортного размещения прекрасно подойдет отель. Выбор вариаций огромен. Цена на жилье начинаются от 1500 рублей за сутки. Удобнее бронировать на сайте. Номерной фонд доступен на любой бюджет. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Шаляпин», «Дон Кихот», «Кристалл», «Туполев», «Ибис Казань Центр». Много недорогих решений можно подобрать в частном секторе.

Общие сведения

История обители начинается с 1799 года, когда купцом Салихом Мустафином на этом месте было возведено первое деревянное здание. Это был храм для шакирдов самого крупного на тот период Апанаевского медресе. В 1831году Мустафин ушел из жизни. Святыня была передана в пользование мусульманам, которые проживали поблизости. Ими был образован третий по счету магометанский приход в Казани. В роли бессменного попечителя длительное время выступал Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев. Более полу века этот человек имел звание почетного гражданина. Купец первой гильдии предпринимательской деятельностью начал заниматься еще в 1857 году. Он быстро разбогател, его дела резко пошли в гору. Торговец специализировался на продаже пушнины и имел свой мыловаренный завод. В 1872 году произошло трагическое обстоятельство – деревянное здание сгорело. М.С Бурнаевым было принято решение возвести новый объект, но уже из кирпича. В роли архитектора выступил П.И. Романов. В 1895 году над обителью появился минарет из кирпича. Его спроектировал Ф.И Малиновский.

Купец являлся достаточно щедрым человеком. Но по стечению обстоятельств ему постоянно не везло со священнослужителями. В 1860 году на должность пришел Шигабутдин Фахрутдинов. Это был мударис с высшим образованием, но со сложным характером. Личность была непредсказуемой, от нее можно было ждать всё, что угодно. Священнослужитель имел часто разногласия с прихожанами. Многие обвиняли его в непозволительном, и даже непристойном поведении. Вскоре его убрали со службы. Освободившееся место занял Салахутдин Исхаков. Для нового богослова на средства купца был возведен двухэтажный дом. Также ему было выделено необходимое денежное содержание. Но через определенное время священнослужитель нашел более престижную святыню и ушел.

В роли следующего имама выступил Камалетдин Сайфутдинов. Но этот человек тоже здесь долго не задержался. Спустя год он скоропостижно скончался. Тогда в 1881 году назначили нового имама Шакира Абдулзаббаровича Кулеева. С этого момента положение храма стало более стабильным. Кулеев исполнял свои обязанности достаточно долго – до 1917 года. В конце 1930-х гг. все храмы подлежали закрытию. Верующим здание вернули только в 1994 году.

Коротко об истории строительства

Строительный процесс нового каменного здания начался в 1872 году. Для минарета к этому времени был подготовлен отдельный проект. Над его созданием трудились — Малиновский и Хрщонович. Основное стилевое направление – романтическая эклектика. Новый объект строился из камня, как и большинство сооружений того времени. Средства на стройку собирались частями. Помогали верующие и меценатов. Название храм получил в честь одного из спонсоров – купца Бурнаев. Он внес весомый вклад в становлении обители, пожертвовал внушительную сумму. После советского периода мечеть открыли. Впереди предстоял большой комплекс реставрационных работ. Необходимо было восстановить разрушенные стены, минарет, внутреннее убранство. Все это требовало немалых усилий и вложений. Сегодня обитель является действующей. Она принимает, как верующих, так и туристов. В народе обитель нередко зовут иностранной. Дело в том, что здание находится в промышленном районе и немного удалено от центра. Туристы сюда заглядывают с удовольствием, несмотря на удаленность расположения.

Особенности архитектуры

Это третья по времени возведения обитель столицы Татарстана. Ее сооружали, ориентируясь на примеры первых двух уже стоящих зданий. Как известно, первые храмы строились по подобию Волжской Булгарии. Именно по этой причине минарет находится не в основном здании, а сдвинут немного в северную часть. Он построен немного удаленно от главного молитвенного зала и оснащен собственный наземный фундамент. Вход в основное здание выполняется через нижнюю долю сооружения.

Здание отличается аккуратным, элегантным оформлением, как снаружи, так и внутри. Оно выполнено из яркого, красного кирпича и сверху не покрыто штукатуркой. Объект дожил до нашего времени в первозданном виде. Стены решили не штукатурить, сохранив их колоритность. Фасады здания представлены традиционными орнаментами Татарстана. От этого общий облик смотрится достаточно нарядно и броско. В роли главного украшения минарета выступает полумесяц. Два рога его выступают в роли указателя на Мекку. Напомним, что Мекка является главным священным местом у мусульман.

Экстерьер оформлен со вкусом, здесь находится комфортно. Преобладающая цветовая гамма – зеленый, желтый. Купол минарета, оконные рамы покрашены в зеленый цвет. складывается достаточно уютная обстановка. Залы оснащены высокими арочными окнами, которые добавляют торжественности в общую обстановку.

Форма основного здания – прямоугольник. Обитель состоит всего из одного этажа. В не организовано два небольших зала для молитв. Оба помещения сообщаются друг с другом. Это сделано для того чтобы по пятницам храм мог вмещать в себя максимальное количество человек. В этот день богослужения проводятся для всех желающих людей, и поток прихожан бывает достаточно большим.

Святыня является действующей, поэтому посещая ее, необходимо придерживаться общепринятых норм поведения. К примеру, не рекомендуется громко шуметь или разговаривать. Это может помешать молящимся. Также важно придерживаться этикета при выборе одежды, даже если вы пребываете только в роли наблюдателя. Женщинам рекомендуется покрывать голову платком, надевать длинные юбки, носить одежду с длинным рукавом. Мужчинам следует исключить шорты. Правила являются несложными, важно помнить о толерантности к религии разных народов.

Здания татарских мечетей всегда отличались особенным своеобразием. Их красотой хочется наслаждаться до бесконечности долго. Причина эксклюзивной архитектуры – влияние народов исламских цивилизаций Восточной Европы. Золотая Орда, Волжская Булгария, Казанское ханство наложили свой отпечаток. Минарет Бурнаевской мечети является достаточно невысоким и наземным. Башня похожа на сооружения подобного типа, которые были свойственны Хорезму 9-13 вв. Она напоминает средневековые мотивы.

Историки отмечают, что у татар на фасадах отсутствует язык «тектоничности». Зато четко прослеживается живой, графический язык. Много геометрии, орнамента, интересных цветовых комбинаций. Игра цвета зрительно видоизменяет плоскость фасада, создавая особенный образ зданию даже в непогоду.

Достопримечательности рядом

Посещая Бурнаевскую мечеть, не забудьте побывать и на других объектах, расположенных рядом. Столица Татарстана приготовила гостям немало интересного и увлекательного. Всего в городе насчитывается более 1600 памятников религиозного и культурного наследия. Мечети в Казани занимают особенное место. Это, по сути, эксклюзивные архитектурные объекты, которые являются истинными шедеврами восточного зодчества. Их невероятно красивые объемные купола, минареты, устремляющиеся вверх, богато украшенный декор архитектуры никого не оставляет равнодушных. Восторженные взгляды тысячи туристов являются этому доказательством. Мечеть является особенным местом молитвы для мусульман. Приверженцы исламского учения совершают службу регулярно. Корни происхождения обители идут от староарабского языка. Ранее, подобные возведения назывались «масджид».
Дословно данное слово обозначает «место для поклонения». Каждый мусульманин приходит в храм для того чтобы поклониться богу или побыть наедине со своими мыслями.

Туристы уважительно относятся к сакральному месту мусульман. Каждый посетитель храма знает, что здесь, к примеру, нельзя держаться за руки или целоваться. Также не следует прикасаться к священной книге Корану или совершать иные действия, которые противоречат исламу. Входить в храм следует в чистой и опрятной одежде, без обуви.

В Казани есть обители, которые являются доступными только для мусульман. Древний город РФ приглашает всех окунуться в особенности жизненного уклада экономического и культурного центра. Всего насчитывается около двух десятков мусульманских обителей. Большая доля объектов имеют историческую значимость, и появилась еще до 1917 года. Также есть святыни, которые возникли в наше время. В рамках путешествия по святым местам дополнительно вы сможете посетить Белую, Азимовскую, Голубую мечети, Кул-Шариф, аль-Марджани и другие. Бурнаевская святыня – это самая русская мечеть Казани. Действительно, с первого взгляда непонятно, к какой концессии принадлежит храм. Элементы исламской и русской архитектуры комбинируются достаточно органично.

Старейшая обитель 1872 года постройки выглядит загадочно на фоне других возведений. Архитектор П.И. Романов смог удачно соединить русские и татарские мотивы. Строение сегодня выглядит роскошно, несмотря на то, что на его веку две мировые войны. Период застоя в советское время сильно повредил стены. Усилиями специалистов удалось отреставрировать потерянные фрагменты наружного и внутреннего оформления. Сегодня гости Казани могут полюбоваться первозданным обликом храма, который гордо украшает улицу. Здание является небольшим и способно поместить не более 10 человек.