Апанаевская мечеть расположилась на территории Старо-Татарской Слободы в Казани. Дата постройки святыни – 1768-1771 гг. Строительство осуществлялось на средства Якуба Султангалеева. Это был богатый купец того времени. Екатерина II дала разрешение на возведение двух мечетей из камня. После появилось еще одно здание — аль-Марджани.Апанаевская мечеть получила название в дань памяти торговцев Анапаевых. Купцы взяли на себя ответственность полностью содержать обитель. Также закрепилось еще одно название «Пещерная». Дело в том, что строение находилось на холмистой местности, а вблизи был обрывистый берег.
Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы
Затруднений с тем, как добраться до мечети не возникнет, так как в вашем распоряжении будет несколько доступных вариантов. Вы можете прогуляться пешком, неспешно следуя по улице Бурхана Шахиди и ул. Габдуллы Тукая. В конце пути вы увидите поворот направо – на ул. КаюмаНасыри, где стоит святыня. Продолжительность прогулки составит 25 минут. От вокзала Казань-2 и Северного автовокзала регулярно отходят рейсовые автобусы под номерами 68,72,6,37. Необходимо ехать до остановки «Театр им. Камала». Также можно воспользоваться цетральным автовокзалом. Отсюда отходят автобусы регулярно. С южного автовокзала ходят маршруты 4, 55, 22, а с восточного автобусы под номерами 63,71. Таким образом, доехать до пункта назначения получится из любого района города. Если вы приезжаете на автомобиле, то вблизи храма предусмотрена стоянка.
Многие верующие предпочитают совершать паломничество в Казань на длительный срок. В таком случае необходимо задуматься о выборе места, где остановиться на ночлег. Поблизости от достопримечательности есть прекрасные отели для отдыха –«Рамада», «Шаляпин», «Арт», «Максим Горький», «Татарская усадьба». Также много прекрасных вариантов вы найдете в частном секторе. Что касается точек общественного питания, то к услугам гостей предоставляются такие заведения, как «Генацвале», «Татарская усадьба», «Театр национальной кухни», «Медина», «Roll&Burger», «Восточный базар» и другие. Представлены вкусные блюда национальной и европейской кухни на любой бюджет. Цены являются приемлемыми.
Архитектурный стиль комбинирует в себе элементы московского барокко и татарские акценты. Сначала здание состояло из одного большого зала. Но позднее было принято решение о возведении еще одного яруса. Архитектуры возвели второй этаж с учетом общей архитектурной задумки. Результат превзошел все ожидания. Получился красивый, монументальный объект с двумя залами и минаретом. В 1882 году было принято решение о надстройки ограды. Ее выполнили из кирпича. Лавка была одноэтажный. Второй ярус появился немного позднее.
В 1930 году состоялось закрытие мечети. В революционный период сильно пострадали своды здания, разрушили минарет. Декоративное обрамление срезали. Внутреннее пространство здания разделили на три этажа.
В 1995 году территория стала принадлежать медресу. В 2008-2011 гг. начался комплекс реставрационных мероприятий. В военные годы строение сильно пострадало. Оно требовало внешнего и внутреннего капитального ремонта. Сегодня обитель является действующей. Ее посетить может каждый верующий человек. Расписание работы рекомендуется уточнять на официальном сайте.
Священнослужители, работающие здесь, считаются лучшими проводниками Господа в столице республики. СалихСагитов был истинным первооткрывателем. Он внес большой вклад в развитие ислама. Также наряду с ним несли свою службы такие люди, как Фахрутдинхазрет, Салахутдин бин Исхак и другие. В конце 19 века авторитетом пользовались такие священнослужители, как отец и сын Салиховы. Священнослужитель по имени ВалиуллаЯкупов также внес немалый вклад, он работал здесь до 2012 года.
Строительство святыни потребовало внушительного запаса денег, времени и сил. Усилями специалистов удалось полностью восстановить разрушенный минарет. Потерянное разграничение на два яруса также удачно восстановили.
Официальное открытие обновленной мечети состоялось 2 декабря 2011 года. На торжественном событии побывал президент Татарстана и многие другие известные личности. Сегодня здесь проводятся лекции представителями духовенства. Информация преподносится на татарском и русском языке.
Памятник федерального значения является почитаемым у местных жителей. Мусульмане всегда уделяли пристальное внимание возведению подобных объектов. Мастера подбирались основательно. Они тщательно создавали резьбу, укладывали мозаику, сооружали красивые высокие потолки и могущественные стены, расписывали здания, изготавливали ковры. К работе привлекались только опытные и верующие люди.
Внутреннее убранство поражает своим великолепием. Здание включает в себя молитвенный зал, который устелется коврами. Пол выполняется из камня и покрыт гипсом. Перед тем как зайти в основной зал, многие прихожане предпочитают воспользоваться комнатой для омовения. Ритуальные омовения для верующих являются обязательными. Поэтому, для этой цели создают специальную отдельную комнату.
Проходя в молитвенный зал, сразу в поле зрения попадает михраб. Он представляет собой нишу, которая перекрывается аркой и оснащена небольшим сводом. Ниша выступает в роли указателя для молящихся, куда необходимо обращать свои священные слова. Михраб оформлен надписи и эффектными орнаментами.
Стены мечети украшены орнаментом, мозаикой, цветными витражами, изразцовыми панно, резьбой и различными бронзовыми изделиями. Изобразительное искусство ислама славится распространением орнамента с яркими цветами и различными узорами. Такой орнамент прослеживается в резьбе, на камне, стеновых панелях и т.д. На полу мозаика. Это преимущественно пейзажные и архитектурные мотивы.
Молитвенный зал является колонным, купол отличается внушительным размером. Колонны располагаются поперек михрабу. Это создает ощущение многогранности пространства. Встречаются в интерьере подковообразные арки, которые предают помещению определенную динамичность.
Снаружи здание эффектно украшено резьбой. Во время революции ее полностью срезали. Мастерам удалось восстановить потерянные узоры. Встречаются разнообразные цветные изразцы, а также растительный орнамент.
Минбар является главным элементом мечети. Данная конструкция представляет собой кафедру, с которой имам-хатыб осуществляет произношение исповеди. Напомним, то в исламе в роли самого первого минраба выступал срубленный ствол финикового дерева. Затем появился минраб, состоящий из двух ступеней и зоной для сидения. Позднее, появилась форма высокой трибуны, оснащенной навесом.
Минраб оснащен лестницей и перилами, небольшим порталом. Это красивое, богато украшенное сооружение, декорированное резьбой, позолотой и другими элементами.
Другим ведущим элементом мечети выступает минарет. Он выполнен в виде круглой башни, с которой священнослужитель верующих призывает к молитве. Минарет выступает в роли важной части общей композиции. Ранее подобные конструкции имели винтовое строение. Форма башни появилась значительно позже. Минарет украшен узорной, кирпичной кладкой и резьбой.
Сегодня исламское архитектурное наследие пересматривается. Мусульмане возводят обители, руководствуясь традициями древности. Однако ручная работа стала встречаться значительно реже. Отдается предпочтение инновационным материалам, которые легки в монтаже, долговечны. За короткое время специалистам с использованием новейших разработок удается проводить глобальные ремонтные или реконструкционные работы. Однако основные идеи, внешние формы, технику исполнения по-прежнему заимствуют из прошлых веков. Роспись, резьба, изразцы, мозаика являются неотъемлемыми составляющими декора мечети, как снаружи, так и внутри. Основные канонические принципы остаются незыблемыми.
Апанаевская мечеть является всеми любимой в Казани. Здесь всегда многолюдно. Туристов здание привлекает необычной архитектурой. Старо-татарская слобода само себе является удивительным и волшебным местом. Приезжая сюда, складывается ощущение, что попадаешь в другой мир, отличный от привычного. Здесь живут приветливые и добродушные люди. Попасть сюда вы сможете, проехав маленькую речку Булак. Формирование территории началось со времен взятия Казани.
Центральные улицы были заняты ранее зажиточными людьми, православным духовенством и воеводами. Местное население преимущественно проживало на левом берегу реки и озера Кабан. Также тут обосновались и Касимовские татары. На месте, где сейчас находится Колхозный рынок, находилось татарское кладбище.
До конца 17 века левый берег реки Булак был обрамлен забором из сруба. Он выступал в роли разделителя столицы на русскую и татарскую части. При этом деление являлось официальным и строго контролировалось. Татары не могли проникнуть на русские земли, все находилось под охраной.
Апанаевская мечеть постоянно меняла свои названия. Ее называли Пятой приходской, Базарной, Галеевской. Святыня являлась второй по значимости в городе. Но в 30-е годы статус был резко потерян. Однако прихожане все равно не переставали сюда приходить.
Двухэтажное кирпичное здание видно издалека. Объект находится под углом у застройке улицы. Ограда появилась в 19 веке. Она была сделана из кованных, ажурных решеток и устанавливалась на столбах из камня. Двухзальная святыня с минаретом на крыше восхищает продуманностью архитектуры. Со временем в общий облик здания постоянно вносились изменения.
Сегодня это несколько продолговатое строение прямоугольной формы со срезанными углами в южной части. Со временем с северной стороны стали появляться дополнительные пристройки. Величавый восьмигранный трехъярусный минарет под шатром является главным украшением обители. Кровля над залами и вестибюлем является двускатной.
В 1882 году святыню существенно увеличили в размере. В южной части появились дополнительные пристройки. Преимущественно они были хозяйственного назначения. Над южным пристройкой появилась небольшая башня с восьмью гранями. Оформление фасадов выполнено в единой стилевой концепции.
Крупнейшая обитель дореволюционной Казани использовалась под различные нужды. Российский исламский университет создали 29 июня 1998 года.
От мечети отходит Тукаевская улица. Ее отличительная черта – ярко выраженный национальный образ. Если продолжать прогулку по ней, то вы дойдете до Юнусовской площади. Она появилась благодаря усилиям Екатерины Великой. Правительница весла в план города данный объект и распорядилась его обустроить в скором времени. Пик развития жизни Старо-татарской слободы приходится на 19 век. На площади систематически организовывались массовые сходки, митинги и собрания. В 1918 году тут систематически собирали красногвардейцы. Кроме того, территория являлась местом боев, манифестаций. Сегодня территория засажена деревьями, обустроили прекрасную парковую зону.
Ранее Старо-Татарская слобода была преимущественно представлена деревянными домами. Было много небольших улочек и переулков. Самой широкой частью была Захарьевская улица. Она выгладила роскошно и аристократично. Тут проживали богатые люди и высшее мусульманское духовенство. Именно тут несколько позднее решили построить мечеть Марджани. Увлекательная прогулка по святым местам Старо-татарской слободы станет ярким событием в вашей жизни.
В Чебоксарах есть памятник, посвященный деятельности Василия Ивановича Чапаева. Скульптором монумента является П. Баландин. Ранее...
Читать далееВ республике Марий Эл есть удивительное по красоте озеро Шап. Оно образовалось в Медведевском районе...
Читать далееБурнаевская мечеть в Казани является памятником татарской культовой архитектуры, который сочетает в себе мотивы эклектики...
Читать далееВозраст озера Карась более 10 тысяч лет. О том, как образовался красивый природный объект есть несколько...
Читать далееХрам Успения Божией Матери является одним из символов столицы. Первый этаж оказался под водой. Два...
Читать далееВеликий Болгар раскинулся в 143 км от Казани рядом с одноименным городом Болгар. Этот древний...
Читать далееРеспублика Черногория находится на юго-востоке Европы на Балканском полуострове. На севере имеются границы с Сербией,...
Читать далееК самым важным и интересным историческим достопримечательностям Арзамаса относят Воскресенский собор. Это действительно уникальный объект...
Читать далееОАЭ – содружество независимых государств, которое расположилось на побережье Аравийского моря. По соседству находятся такие...
Читать далее