Апанаевская мечеть

5,001 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апанаевская мечеть расположилась на территории Старо-Татарской Слободы в Казани. Дата постройки святыни – 1768-1771 гг. Строительство осуществлялось на средства Якуба Султангалеева. Это был богатый купец того времени. Екатерина II дала разрешение на возведение двух мечетей из камня. После появилось еще одно здание — аль-Марджани.Апанаевская мечеть получила название в дань памяти торговцев Анапаевых. Купцы взяли на себя ответственность полностью содержать обитель. Также закрепилось еще одно название «Пещерная». Дело в том, что строение находилось на холмистой местности, а вблизи был обрывистый берег.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Экскурсия «Мечети Казани»

Затруднений с тем, как добраться до мечети не возникнет, так как в вашем распоряжении будет несколько доступных вариантов. Вы можете прогуляться пешком, неспешно следуя по улице Бурхана Шахиди и ул. Габдуллы Тукая. В конце пути вы увидите поворот направо – на ул. КаюмаНасыри, где стоит святыня. Продолжительность прогулки составит 25 минут. От вокзала Казань-2 и Северного автовокзала регулярно отходят рейсовые автобусы под номерами 68,72,6,37. Необходимо ехать до остановки «Театр им. Камала». Также можно воспользоваться цетральным автовокзалом. Отсюда отходят автобусы регулярно. С южного автовокзала ходят маршруты 4, 55, 22, а с восточного автобусы под номерами 63,71. Таким образом, доехать до пункта назначения получится из любого района города. Если вы приезжаете на автомобиле, то вблизи храма предусмотрена стоянка.

Гостиницы, рестораны и кафе

Многие верующие предпочитают совершать паломничество в Казань на длительный срок. В таком случае необходимо задуматься о выборе места, где остановиться на ночлег. Поблизости от достопримечательности есть прекрасные отели для отдыха –«Рамада», «Шаляпин», «Арт», «Максим Горький», «Татарская усадьба». Также много прекрасных вариантов вы найдете в частном секторе. Что касается точек общественного питания, то к услугам гостей предоставляются такие заведения, как «Генацвале», «Татарская усадьба», «Театр национальной кухни», «Медина», «Roll&Burger», «Восточный базар» и другие. Представлены вкусные блюда национальной и европейской кухни на любой бюджет. Цены являются приемлемыми.

Немного об истории

Архитектурный стиль комбинирует в себе элементы московского барокко и татарские акценты. Сначала здание состояло из одного большого зала. Но позднее было принято решение о возведении еще одного яруса. Архитектуры возвели второй этаж с учетом общей архитектурной задумки. Результат превзошел все ожидания. Получился красивый, монументальный объект с двумя залами и минаретом. В 1882 году было принято решение о надстройки ограды. Ее выполнили из кирпича. Лавка была одноэтажный. Второй ярус появился немного позднее.

В 1930 году состоялось закрытие мечети. В революционный период сильно пострадали своды здания, разрушили минарет. Декоративное обрамление срезали. Внутреннее пространство здания разделили на три этажа.

В 1995 году территория стала принадлежать медресу. В 2008-2011 гг. начался комплекс реставрационных мероприятий. В военные годы строение сильно пострадало. Оно требовало внешнего и внутреннего капитального ремонта. Сегодня обитель является действующей. Ее посетить может каждый верующий человек. Расписание работы рекомендуется уточнять на официальном сайте.

Священнослужители, работающие здесь, считаются лучшими проводниками Господа в столице республики. СалихСагитов был истинным первооткрывателем. Он внес большой вклад в развитие ислама. Также наряду с ним несли свою службы такие люди, как Фахрутдинхазрет, Салахутдин бин Исхак и другие. В конце 19 века авторитетом пользовались такие священнослужители, как отец и сын Салиховы. Священнослужитель по имени ВалиуллаЯкупов также внес немалый вклад, он работал здесь до 2012 года.

Строительство святыни потребовало внушительного запаса денег, времени и сил. Усилями специалистов удалось полностью восстановить разрушенный минарет. Потерянное разграничение на два яруса также удачно восстановили.

Мусульманская Казань – архитектура, интерьер мечети

Официальное открытие обновленной мечети состоялось 2 декабря 2011 года. На торжественном событии побывал президент Татарстана и многие другие известные личности. Сегодня здесь проводятся лекции представителями духовенства. Информация преподносится на татарском и русском языке.

Памятник федерального значения является почитаемым у местных жителей. Мусульмане всегда уделяли пристальное внимание возведению подобных объектов. Мастера подбирались основательно. Они тщательно создавали резьбу, укладывали мозаику, сооружали красивые высокие потолки и могущественные стены, расписывали здания, изготавливали ковры. К работе привлекались только опытные и верующие люди.

Внутреннее убранство поражает своим великолепием. Здание включает в себя молитвенный зал, который устелется коврами. Пол выполняется из камня и покрыт гипсом. Перед тем как зайти в основной зал, многие прихожане предпочитают воспользоваться комнатой для омовения. Ритуальные омовения для верующих являются обязательными. Поэтому, для этой цели создают специальную отдельную комнату.

Проходя в молитвенный зал, сразу в поле зрения попадает михраб. Он представляет собой нишу, которая перекрывается аркой и оснащена небольшим сводом. Ниша выступает в роли указателя для молящихся, куда необходимо обращать свои священные слова. Михраб оформлен надписи и эффектными орнаментами.

Стены мечети украшены орнаментом, мозаикой, цветными витражами, изразцовыми панно, резьбой и различными бронзовыми изделиями. Изобразительное искусство ислама славится распространением орнамента с яркими цветами и различными узорами. Такой орнамент прослеживается в резьбе, на камне, стеновых панелях и т.д. На полу мозаика. Это преимущественно пейзажные и архитектурные мотивы.

Молитвенный зал является колонным, купол отличается внушительным размером. Колонны располагаются поперек михрабу. Это создает ощущение многогранности пространства. Встречаются в интерьере подковообразные арки, которые предают помещению определенную динамичность.

Снаружи здание эффектно украшено резьбой. Во время революции ее полностью срезали. Мастерам удалось восстановить потерянные узоры. Встречаются разнообразные цветные изразцы, а также растительный орнамент.

Минбар является главным элементом мечети. Данная конструкция представляет собой кафедру, с которой имам-хатыб осуществляет произношение исповеди. Напомним, то в исламе в роли самого первого минраба выступал срубленный ствол финикового дерева. Затем появился минраб, состоящий из двух ступеней и зоной для сидения. Позднее, появилась форма высокой трибуны, оснащенной навесом.

Минраб оснащен лестницей и перилами, небольшим порталом. Это красивое, богато украшенное сооружение, декорированное резьбой, позолотой и другими элементами.

Другим ведущим элементом мечети выступает минарет. Он выполнен в виде круглой башни, с которой священнослужитель верующих призывает к молитве. Минарет выступает в роли важной части общей композиции. Ранее подобные конструкции имели винтовое строение. Форма башни появилась значительно позже. Минарет украшен узорной, кирпичной кладкой и резьбой.

Сегодня исламское архитектурное наследие пересматривается. Мусульмане возводят обители, руководствуясь традициями древности. Однако ручная работа стала встречаться значительно реже. Отдается предпочтение инновационным материалам, которые легки в монтаже, долговечны. За короткое время специалистам с использованием новейших разработок удается проводить глобальные ремонтные или реконструкционные работы. Однако основные идеи, внешние формы, технику исполнения по-прежнему заимствуют из прошлых веков. Роспись, резьба, изразцы, мозаика являются неотъемлемыми составляющими декора мечети, как снаружи, так и внутри. Основные канонические принципы остаются незыблемыми.

Прогулка по святым местам Приволжья

Апанаевская мечеть является всеми любимой в Казани. Здесь всегда многолюдно. Туристов здание привлекает необычной архитектурой. Старо-татарская слобода само себе является удивительным и волшебным местом. Приезжая сюда, складывается ощущение, что попадаешь в другой мир, отличный от привычного. Здесь живут приветливые и добродушные люди. Попасть сюда вы сможете, проехав маленькую речку Булак. Формирование территории началось со времен взятия Казани.

Центральные улицы были заняты ранее зажиточными людьми, православным духовенством и воеводами. Местное население преимущественно проживало на левом берегу реки и озера Кабан. Также тут обосновались и Касимовские татары. На месте, где сейчас находится Колхозный рынок, находилось татарское кладбище.

До конца 17 века левый берег реки Булак был обрамлен забором из сруба. Он выступал в роли разделителя столицы на русскую и татарскую части. При этом деление являлось официальным и строго контролировалось. Татары не могли проникнуть на русские земли, все находилось под охраной.

Апанаевская мечеть постоянно меняла свои названия. Ее называли Пятой приходской, Базарной, Галеевской. Святыня являлась второй по значимости в городе. Но в 30-е годы статус был резко потерян. Однако прихожане все равно не переставали сюда приходить.

Двухэтажное кирпичное здание видно издалека. Объект находится под углом у застройке улицы. Ограда появилась в 19 веке. Она была сделана из кованных, ажурных решеток и устанавливалась на столбах из камня. Двухзальная святыня с минаретом на крыше восхищает продуманностью архитектуры. Со временем в общий облик здания постоянно вносились изменения.

Сегодня это несколько продолговатое строение прямоугольной формы со срезанными углами в южной части. Со временем с северной стороны стали появляться дополнительные пристройки. Величавый восьмигранный трехъярусный минарет под шатром является главным украшением обители. Кровля над залами и вестибюлем является двускатной.

В 1882 году святыню существенно увеличили в размере. В южной части появились дополнительные пристройки. Преимущественно они были хозяйственного назначения. Над южным пристройкой появилась небольшая башня с восьмью гранями. Оформление фасадов выполнено в единой стилевой концепции.

Крупнейшая обитель дореволюционной Казани использовалась под различные нужды. Российский исламский университет создали 29 июня 1998 года.

От мечети отходит Тукаевская улица. Ее отличительная черта – ярко выраженный национальный образ. Если продолжать прогулку по ней, то вы дойдете до Юнусовской площади. Она появилась благодаря усилиям Екатерины Великой. Правительница весла в план города данный объект и распорядилась его обустроить в скором времени. Пик развития жизни Старо-татарской слободы приходится на 19 век. На площади систематически организовывались массовые сходки, митинги и собрания. В 1918 году тут систематически собирали красногвардейцы. Кроме того, территория являлась местом боев, манифестаций. Сегодня территория засажена деревьями, обустроили прекрасную парковую зону.

Ранее Старо-Татарская слобода была преимущественно представлена деревянными домами. Было много небольших улочек и переулков. Самой широкой частью была Захарьевская улица. Она выгладила роскошно и аристократично. Тут проживали богатые люди и высшее мусульманское духовенство. Именно тут несколько позднее решили построить мечеть Марджани. Увлекательная прогулка по святым местам Старо-татарской слободы станет ярким событием в вашей жизни.

Еще обзоры

Бурнаевская мечеть Макарьевский монастырь Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь – святыни, история возраждения, полезная информация для прихожан Санаксарский Богородицкий монастырь – родники, святыни, история появления, чудеса святых мест Мечеть Нурулла Матушка Матрона и Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы Шабаши — Ежово — Масканур (Марий Эл) — родники и источники Белая мечеть Голубая мечеть Цивильский монастырь в Чувашии –загадочная история появления, святыни, интересные факты Оптина Пустынь — духовная лечебница в центре России Свято-Данилов монастырь — достопримечательности, святыни, как добраться Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь – священная достопримечательность Истры Седмиозерная Богородицкая пустынь — путешествие по святым источникам Параскево-Вознесенский женский монастырь в Пайгарме – места силы и исцеления, родники