Благовещенский собор Казанского Кремля был возведен в максимально короткие сроки при участии Ивана Грозного. Процесс строительства был реализован всего за пару суток. Это невероятная скорость. Приказ о монтажных работах царем был дан после взятия Казани. Русское войско одержало победу. В тот период русские, попав в город, разгромили буквально все, что имело отношение к мусульманской общине. На руинах было решено соорудить первую православную церковь.
Каменная обитель была заложена в 1556 году. Все работы производились под руководством постника Яковлева. Напомним, что именно он занимался воздвижением собора Василия Блаженного. Добыча первого камня выполнена на противоположной стороне Волги. В 1562 году величественное сооружение было полностью отстроено, освещение произведено 15 августа.
Общие сведения
Самое старое сооружение Казанского ансамбля долго время имело статус главного. Красивейший объект 16 столетия привлекает туристов со всех уголков планеты. Сюда приезжают не только верующие, но и те, кто не равнодушен к архитектуре прошлого. Образец псковской архитектурной школы хранит в себе важнейшие собрания 16-18 столетия. Именно тут находится Ефремово Евангелие. Помимо основного здания, ансамбль включает Архиереский дом, Консисторию, многочисленные подсобные возведения, мостовые.
Сердце Казанского Кремля нередко подвергалось многочисленным нападениям. Объект подвергся осаде красноармейцев. По приказу Ленина враги были одолены любой ценой. Затем все церкви в городе были закрыты. Единственное, что было разрешено – это забрать из святыни раку и некоторые иконы. Все ценности были перенесены в церковь Николы Тульского Казанско-Богородицкого.
К сожалению, большевики разгромили практически все на своем пути. Разрушены литургические емкости, книги, шитье и многое другое. Большинство ценностей пропало практически бесследно. Также в 1922 году появился декрет о ликвидации церковного имущества. Все имущество было изъято комиссией.
Через некоторый отрезок времени в церкви разместился государственный архив. Предусмотрено около четырех перекрытий с ярусами. В подвале организовали хранилище для овощей, сторожка. Такая обстановка продолжалась до 1977 года. Вскоре внешний облик здания подвергся восстановлению. Купола и барабаны приобрели прежнее обличие. Их снова позолотили.
Последние реставрационные мероприятия приходятся на 2005 год. Создан указ М. Шаймиева в 1995 году. Сооружение приобрело статус музея-заповедника. В работах по возобновление отдельных элементов активное участие научно-реставрационное художественное управление. Весь комплекс работ проводился во главе директора Ю.В. Павлова. Бригада московских иконописцев прекрасно справилась с поставленной задачей. К 450-летию Казанской епархии все было завершено.
Архитектура
Внешнее оформление обители производит противоречивое мнение. С первого взгляда здание может показаться несколько несимметричным или непропорциональным. Многие говорят о его чрезмерной перегруженности. Складывается впечатление, что она нелепо вытягивается с восточной стороны. Придельные части немного выступают вперед.
Прототип данного объекта в настоящее время подобрать достаточно проблематично. Если вы будете рассматривать данное творение архитекторов, то сложится впечатление, что вы погружаетесь в далекое прошлое – древняя кладка, необычная структура.
Количество желающих посетить данное место с каждым годом только увеличивалось. В скором времени объект не мог помещать в себе всех желающих. Поэтому, роль центрального храма была перенаправлена. Святыня не была разобрана и по-прежнему являлась одним из главных украшений города. Она прекрасно гармонирует на фоне других строений.
Если вы внимательно рассмотрите достопримечательность, то непременно заметите знаковые очертания архитектуры великого и знаменитого мастера Постника Яковлева. Особенно символичные черты четко заметны на кровле боковых приделов. Стены характеризуются килевидным оформлением, фасады богато оформлены. Основной объем представлен тремя апсидами и барабанами. Они обрамлены аркатурными поясами. В верхней части сооружения н6аходится традиционный псковский орнамент. Такой же узор есть и на барабане центральной главы. Все эти моменты отсылают нас к средневековью. В общей сложности все декоративные элементы придают святыни определенную пикантность и выразительность. Все смотрится максимально гармонично.
Внутреннее убранство
Интерьер святыни состоит из несколько зон, которые удачно комбинируются друг с другом. Парадный вход ансамбля располагается в наиболее вытянуто части сооружения. Далее, следует трапезная двухсветного типа. Она была пристроена несколько позднее в 1840-х годах. По периметру располагаются лестницы, хоры. Поддержка сводов выполнена арками в количестве двух штук. От основного четверика трапезная разделяется пролетом, состоящим из трех арок. Свод по центру является несколько крупнее тех, которые монтированы по бокам.
Большой объем является прямоугольным и представлен крестово-купольным трехапсидным храмом. Святыня отличается наличием круглых массивных столпов в количестве 6 штук. Они дополняются барабанами. Примечательно, что направление к основному куполу выполнено при помощи тромпов. Обычно для этой цели используются паруса. Такой подход придает строению некую изюминку. Тромпы зачастую использовались в восточных странах. Исследователи говорят, что появление данного элемента является следствием попадания русских умельцев в иную культурную среду.
Отдельного внимания заслуживает напольное покрытие. Его относят к началу 20-го тысячелетия. Кладка сделана при помощи керамической плитки, когда проводился цикл реконструкционных мероприятий — 1906-1909 гг. Проемы в форме арок плавно переходят в пределы. Они были возведены еще в 1840 г совместно с трапезной. Приделы сообщаются с улицей, имеют входы.
Существуют предположения, что здесь в скором времени начнет работать музей православной культуры. Ранее здесь, перед началом революционных восстаний, находился храм «Всех Святых» с архиерейскими захоронениями.
О том, когда проводилась роспись храма существует немало мнений. Специалисты утверждают, что данный вид работы был выполнен в 17 столетии. Росписи не уцелели под влиянием многочисленных пожаров. Остались после возгорания лишь некоторые фрагменты. Над их восстановлением трудились мастера современности.
В 1870 г. в храме функционировала артель популярного иконописца Н.Л. Сафонова. Мастер был из Владимирской губернии. Над программой росписи проводил работу Казанский и Свияжский Антоний. Это известный духовный писатель и богослов. По его книге проходили обучение даже в Греции.
Если рассматривать фрески, то можно почерпнуть много информации об истории. Четко прослеживается процесс обретения, и прославления Казанской иконы Божией Матери, обретение мощей Гурия и т.д. К сожалению, внушительная часть фресок была потеряна еще в советскую эпоху. Но всё же самые информативные сохранились. Они уцелели чудесным образом. Основная причина — это длительное использование обители под нужды хозяйства. Здесь был оборудован республиканский архив. Для настенной живописи был создан щадящий режим. В 20-21 веке современники проводили целый комплекс работ по восстановлению живописи. В настоящее время духовная ценность смотрится достаточно нарядно.
В настоящее время обитель включена в состав историко-архитектурного музея заповедника «Казанский кремль». Количество желающих приехать сюда с каждым годом только увеличивается. Невероятное по красоте и значимости сооружение восхищает своим величием и богатым убранством. Собор прекрасен как внутри, так и снаружи. Богослужения проводятся регулярно. О порядке проведения вы всегда можете узнать на официальном сайте или при прибытии.
Как добраться?
Доехать до достопримечательности несложно. Она находится в столице Республики Татарстан – в Казани. Доступно железнодорожное, автобусное и воздушное сообщение. Можно подобрать любое решение в зависимости от индивидуальных предпочтений. Если вы будете ехать из Москвы, то удобнее воспользоваться федеральной трассой М-7. Она следует через такие города, как Владимир, Чебоксары, Нижний Новгород. Вам потребуется преодолеть примерно около 800 км. В самой Казани добраться до святыни будет несложно. Автобусы – 22, 58, 83, 89. Самая ближайшая станция – метро «Кремлевское».
Достопримечательности
Памятник русской архитектуры обладает ценным собранием книг старопечатного и рукописного вида. В период разорения большая часть экземпляров была перевезена в Казанский Университет. На большом количестве книг была сохранена надпись «К.К.С.». Это рукописная помета. Некоторая литература попала в храм из рук знаменитых особ. Самый новейший уцелевший книжный экземпляр – Ефремово Евангелие. Он был напечатан в столице в 1906 году. Это подарок Казанского Ефрема, который начал свое правление в 1613 году. Данная информация подтверждается соответствующей надписью.
В роли главной святыни собора выступает рака, где находятся мощи строителя собора первого святителя казанского Гурия. Он умер 5 декабря 1963 года. Захоронение выполнено под алтарем храма. В 1630 г осуществлено перенесение святых мощей в Благовещенскую святыню. Их положили около северной стены в раку, изготовленную из серебра. На нее был подарена князем Аристовым покров, изготовленный из золотых и серебряных ниток. На покрове выполнен лик Гурия в полный рост. В 19 столетии была сооружено новое место хранения. В этом процессе принимал участие казанский купец Петр Свешников.
Возле раки находилась фелонь, изготовленная из шелковой, узорчатой ткани. Также был предусмотрен жезл из дерева. Он устроен таким способом, чтобы престарелый святитель смог при необходимости опираться на него.
Келья Святителя
В процессе проведения реконструкционных мероприятий было задумано открыть келью. Так называли компактную каморку, выполненную из волжского камня. При восстановительных работах был найден Нерукотворный Образ Спасителя. Интересно, что краски изображения с каждым годом становятся только ярче. Для фрески был сделан специальный киот. С западной части изготовили дверь. Несколько позднее пристроили малую часовню, которая в первозданном виде сохранилась до наших дней. Сегодня ее может посетить каждый желающий.
Некрополь
Все захоронения производились по строго установленным традициям России. Здесь покоятся иерархи, цари, князья, лица, которые пожертвовали храму крупные суммы. Именно здесь захоронены великие князья Владимира, московские княгини, императоры.
Благовещенский собор на протяжении 400 лет являлся местом, где покоятся казанские архиереев. Самым первым, кто здесь погребен – это владыка Вассиан.
Великолепное сооружение поражает взоры туристов своей неповторимостью, изысканностью. Пять глав лазурного цвета и великолепные купола в форме креста выступают в роли визитной карточки святыни. При строительстве внешнему убранству уделяли особое значение. Внутри также имеется немало примечательного.
К созданию памятника архитектуры прикладывали усилия разные зодчие России. Их старания не прошли даром, а результаты превзошли все ожидания. Большая часть день на восстановление приходила из казанской казны. Интересно, что сама звонница монтирована внутри постройки, поэтому ее практически неслышно. Это намеренный шаг, так как напротив находится мечеть Кул-Шариф. В нем молитвы тоже слышны только внутри.
Попадая во внутрь обители, каждый испытывает необыкновенное чувство. На ее ступени когда-то ступали люди, принесшие колоссальный вклад в историю всей страны.