Главная > Обзоры интересных мест > Храмы и мечети > Цивильский монастырь в Чувашии –загадочная история появления, святыни, интересные факты

Цивильский монастырь в Чувашии –загадочная история появления, святыни, интересные факты

4,851 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цивильский монастырь в Чувашии — это уединенное местечко, расположившееся в небольшом, провинциальном городке. Сам город стоит на слиянии Большого и Малого Цивилей. Население маленькое. Общая численность – 13, 2 тысяч человек. В шести километрах от города проходит железнодорожная ветка. Цивильск основан в 1589 году. Это был военно-опорный пункт Москвы.

На его месте было когда-то древнее чувашское поселение Сюрбеево. Именно здесь проживал сотенный князь. Первые сооружения были построены из дерева. Деревянный кремль окружался острогом. В роли первых жителей выступали стрельцы, строители, духовенство. В 1781 году бы получен статус уездного городка. В 17 веке было потеряно военное значение. Теперь это крупнейший торгово-промышленный центр.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует экскурсии по монастырям

 

Доехать до обители просто, ее точный адрес — Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1. Удобнее воспользоваться автобусом или личным автомобилем. Также в 5-7 км от города есть железнодорожная ветка Канаш — Чебоксары (ст. Михайловка).

Часто люди приезжают сюда на несколько дней, в основном это паломники. Остановится на ночлег можно в отелях «Савал» или «Саванас». Номерной фонд небольшой, но условия проживания комфортные. Перекусить можно в кафе «Анастасия», «Brown», «Свои люди». Не дорогая столовая находится по ул. Терешковой, 5б, тут достаточно вкусно готовят.

История – основание

Возведение монастыря на территории здешних земель тесно связано с началом крестьянской войны. Это был 1670-1671 гг. Битва осуществлялась под предводительством Степана Разина. Цивильск в этот период сильно пострадал от разбойных набегов. В 1671 году казаки вплотную подобрались к стенам. Начался захват поселения. Крепостные стены были прочными. Их изготавливали из дуба. Вокруг был глубокий ров. Охрана состояла из 250 стрельцов и пяти пушкарей. Защита была мощная, поэтому одолеть город было не так-то легко. Поэтому враги решили взять окружить крепость и ждать, когда у жителей закончатся силы.

Как-то раз жительница крепости вдовица Иулиания Васильева увидела явление образа Богоматери Тихвинской. Она сказала, что у мятежников не получится взять город. Воины на протяжении двух недель боролись за свободу. Причем победа случилась за счет междоусобий между казаками. Они сами начали истреблять друг друга.

В конечном итоге город получил спасение. В дань памяти этому событию было решено возвести монастырь. Его разместили между реками Большой и Малый Цивиль. Вокруг были болота и много разнообразных лугов.

Горожане были воодушевлены произошедшим. Увидев происходящее, они вышли из города и начали прогонять недоброжелателей. Строительство храма было завершено спустя четыре года. Освещение проведено в честь Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. Это был 1675 год. Деревянную обитель обрамили оградой. Она была сделана из того же материала. Установили кельи для монахов. Это было время правления митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Именно так и появился Цивильский монастырь в Чувашии. Он именно так и просуществовал до 1723 года.

Переломный момент

Позднее Петр I начал осуществлять реформирование штатов. Осуществлялся подсчет обителей. Правитель хотел получить точную информацию о доходах каждого духовного учреждения. Поэтому, многие монастыри активно взялись за укрепление своего штата. Преимущественно это сводилось к увеличению количества насельников. По этой причине из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь перевелось около 15 служителей Богу, а потом ушло еще 5 человек. Таким образом, практически был потерян весь монастырский штат.

К 1724 году обитель уже не была действующей. Через некоторое время она приобрела статус женского. Причины такого события до сих пор являются мало понятными. Ясно только одно, что в документах 1734 года святыни уже не имела статус мужского. Эта информация подтверждает версию о расформировании. Неизвестный студент духовной Казанской академии в рамках своей научной работы подтверждает сведения о том, женский монастырь все же здесь существовал несколько лет. Но о том, когда появился Вознесенский Тихвинский девичий монастырь неизвестно. Вероятно, он являлся частью Троицкого собора Цивильска. Юный исследователь ссылается на информацию в книге Митрополита Казанского Сильвестра. В ней есть упоминание о том, что в 1729 году Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский дал благословение на избрание монахини Пелагеи во игуменьи.

Сложно точно предположить по какой именно причине монастырь решили сделать женским. Ведь резких оснований для данного решения не было. Но, как видно, с таким статусом обитель просуществовала недолго. В 1737 году она снова стала мужским духовным заведением. В роли настоятеля был назначен игумен Иосиф.

Переформирование

Вторая половина 19 столетия – это период упадка для монастырского комплекса. Архипастырь Антоний в 1869 году посетил здешние земли. Все осмотрев он сделал предположение об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. В святыни хранилась икона Тихвинской Божией Матери. Ей граждане очень дорожили и систематически приходили к ней приклоняться. Она им помогала в решении многих вопросов. Это памятник избавления от грехов и символ исцелений. Жители до сих пор помнили нападки Степана Разина и чудесную победу, о которой так все молились. Поэтому, горожане попросили Высокопреосвященство оставить монастырь населенному пункту.

В 1869 году жителями города был составлен приговор, в котором сообщалась, что они не хотят, чтобы монастырь закрывали. В ответ на это Архипастырь сделал людям встречное предложение — переформировать мужской монастырь в девичий. Дело в том, что Высокопреосвященством была замечена такая закономерность – женские духовные центры в городах могут похвастаться высоким уровнем благоустройства, и желающих поступить сюда значительно больше.

Таким образом, вероятно это обстоятельство и стало истинной причиной смены статуса. Граждане приняли решение о начале работы по укреплению прибрежной зоны. Ведь именно на ней и располагалась святыня. То есть, услышали просьбу жителей о сохранении памятного места. Вскоре, из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года пришел указ. В нем содержалась информация о том, что монастырь теперь облачен в женский.

Настоятельницей была назначена Херувима. Она приехала на здешние земли в 1871 году. Для дальнейшего благоустройства территории требовались денежные средства. В роли благотворителя стал казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин. Также в материальной помощи активно учувствовала и его супруга. На полученные средства возвели новый красивый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери. Это был 1886 год. Монастырский комплекс практически полностью перестроили на средства купца. Окружающее пространство заметно преобразилось.

В обители впоследствии организовали начальную школу. Сюда принимали девочек братства Св. Гурия. Через какое-то время появилась и церковно-приходская школа. Затем построили больничный корпус. Так обитель просуществовала до 1927 года.

О том, что потом произошло существует много мнений. Последние наследницы были просто изгнаны оттуда. Все Владимирские земли оказались в распоряжении государства. Да и сама святыня претерпела кардинальные изменения. Так, колокольню, которую возвели еще в 1775 году, разрушили так, что ее потом было невозможно восстановить. Хозяйственные постройки и другие здания преимущественно использовались в личных целях. А центральный храм был так изменен, что его проблематично было узнать. Снесли кресты, купола, срубили каменную резьбу. Само здание разделили на три яруса.

В период с 1925 по 1945 год здесь существовал детский дом, потом школа-интернат, затем училище. Вовремя военный действий организовывали лагерь, госпиталь. Именно отсюда новобранцы отправлялись на фронт. Более того, здесь работало даже пожарное дело. Конечно, все эти обстоятельства не лучшим образом сказывались на состояние храма. Оно сильно обветшало.

Возрождение

26 февраля 1988 года было принято решение, что требуется возродить обитель и вернуть ее православию. Решение было одобрено. В роли настоятельницы назначили настоятельницу Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушку Агнию. В 2001 году в жизни святых земель произошел переломный момент. Сюда приехал сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К приезду горожане готовились основательно. Прежде всего, занялись благоустройством церкви. Вокруг посадили цветы, возвели новый храм во имя священномученика Харалампия.

К дате приезда собралось большое количество народа. Патриарх приехал ни один, он был вместе с митрополитом Варнавой, президентом Чувашии Н.В. Федоровым. Также присутствовали некоторые монахи в качестве гостей. Более того, много было и других известных личностей из правительства.

Святыни монастыря

Сегодня монастырь по-прежнему процветает и развивается. В роли его главной святыни высыпает чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Также в обители и много других почитаемых образов.

К примеру, здесь хранятся мироточивый образ Архистратига Божия Михаила, частицы блаженной Матроны Московской. Само место тоже является необычным. Люди постоянно здесь видят явления в виде святых образов, в 2007 году образ Николая Мирликийского источал миру. А в 2008 году замироточили еще два образа — образа Божией Матери и Иоанна Крестителя. Они находятся в трапезной при комплексе.

31 октября – это дата организации ежегодного крестного хода по городу. Мероприятие проводится в дань памяти освобождения населенного пункта то разбойника Степана Разина. Тот период был самым тяжелым для горожан. Но крепость уцелела благодаря произошедшему чуду. Помимо этого, ежегодно организуется Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Его проводят с наступлением вечера. Проносят Державную икону Богородицы, слышны молитвы.

Также при монастыре функционирует приют милосердия. Здесь проживают пожилые насельницы. Сегодня здание несколько обветшало, проводится комплекс восстановительных работ.

Территория компактная. Имеется два действующих храма – в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и священномученика Харлампия Магнезийского. Службы проводятся регулярно. Но расписание их лучше уточнять заранее. Как правило, Божественная Литургия организуется в 7 утра по будням, в выходные дни на пол часа позже. Время вечернего богослужения – 16 часов. Также осуществляетсямолебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его возможно посетить каждую пятницу. Расписание других служб можно уточнить, позвонив.

Здесь ценится трудолюбие. Проживающие монахи занимаются творчеством, садоводством, огородничеством. Территория является ухоженной. Сестры и братия в течение дня несут послушания. Есть собственная пекарня. Местная выпечка невероятно вкусная и ароматная. Паломники принимаются с радостью. Вокруг атмосфера покоя и умиротворения. Храм, оформленный деревянным кружевом, необычайно красив. Цветники, лавочки, мощеные дорожки дополняют общую картину.

Если у вас останется время, то прогуляйтесь по Цивильску. Уездный город отличается самобытностью и особенной атмосферой. Улиц немного, но все они хорошо облагорожены. Много необычных монументов. В городском парке установлен памятник императрице, есть конструкция из бронзы, посвященная самому почтальону Печкину, без Шарика и Матроскина тоже не обошлось. Подобные фигуры любимых персонажей поднимают настроение. Более того, именно тут возвели первый железобетонный мост Чувашии. Здесь есть неисследованный объект, до сих вызывающий множество споров, — Пугачевская башня.

Еще обзоры

Шабаши — Ежово — Масканур (Марий Эл) — родники и источники Оптина Пустынь — духовная лечебница в центре России Свято-Данилов монастырь — достопримечательности, святыни, как добраться Галеевская мечеть Мечеть Марджани в Казани Параскево-Вознесенский женский монастырь в Пайгарме – места силы и исцеления, родники Часовня Матфея Яранского – история жизни чудотворца, Александро-Невский монастырь Дивеево – достопримечательности, монастырь, история и традиции, святые места Благовещенский собор Казанского Кремля как память о взятии Казани Троице-Сергиева Лавра — центр русского Православия Санаксарский Богородицкий монастырь – родники, святыни, история появления, чудеса святых мест Голубая мечеть Матушка Матрона и Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы Первая Пороховая мечеть в Казани Бурнаевская мечеть