К самым важным и интересным историческим достопримечательностям Арзамаса относят Воскресенский собор. Это действительно уникальный объект с богатой историей, удивительной архитектурной, роскошным внутренним оформлением. Грандиозную постройку видно с разных частей города. Уже на подъезде в Арзамас вы увидите его возвышающиеся купола с золочеными крестами. Святыня располагается на центральной площади. Композиция просто потрясающая: 5 куполов, около 50-ти колонн. Фасады оформлены фресками. Строительство храма длилось в течение 28 лет. С возведением святыни связано много сказаний и загадочных историй.
Собор Воскресения Господнего в Арзамасе – это яркий образец традиционного классицизма. Построен храм по проекту, разработанному известным на то время архитектором Михаилом Коринфским. Величественная памятка просто поражает воображение. Она шикарна, как внутри, так и снаружи. Более 20-ти лет талантливейшие мастера изо всего региона раскрашивали стены. Среди наиболее известных личностей, трудившихся над росписью храма, братья Ломакины и братья Серебряковы. Авторство сюжетов принадлежит профессору Николаю Алексееву.
Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки в Дивеево с заездом в этот храм.
Собор Воскресения в Арзамасе удивляет не только внешним видом, но и удивительной историей возведения и функционирования. Храм строился в знак благодарности Господу за победу в Отечественной войне 1812 года. Это не только святыня, это памятник русским воинам, которые готовы были отдать свои жизни за Родину. Победа над Наполеоном объединила и вознесла народ. Жители города единогласно решили воздвигнуть собор, чтобы поблагодарить высшие силы. Конечно, для строительства объекта такого масштаба были нужны деньги, и немалые. На центральной площади Арзамаса установили ящик, в котором собирали пожертвования на сооружение собора.
Особенность святыни ещё и в том, что это, наверное, наиболее величественный и богатый храм, построенный на деньги народа. Идея строительства Воскресного собора объединила местных жителей. В течение 28 лет они просто жили этой идеей. Каждый прикладывал немало усилий для того, чтобы проект был реализован: кто-то давал деньги на закупку материала, кто-то жертвовал время и усилия на выполнение технологических процессов, другие предоставляли транспортные услуги, добывали сырьё, собирали деньги. Для строительства собора потребовалось 5,5 млн. штук кирпичей. Для закладки фундамента использовали более 1000 кубических метров бутового камня и 164 тонны железа.
Разработку проекту доверили известному архитектору М.П. Варенцову (Коринфскому), который был выходцем из Арзамаса. А вот деньги собирали разными способами. Кроме пожертвований местных жителей использовались также так называемые кормовые средства. Это деньги, которые должны были выделены городу правительством за то, что он содержат военных, останавливающихся в Арзамасе. Оберпрокурор Святейшего Синода составил прошение о выдаче кормовых на сооружение святыни, которое, в конце концов, было удовлетворено. 17 февраля 1914 года на центральной площади города состоялось собрание жителей, они своё намерение подтвердили, после чего протоиерей и староста повезли проектную документацию на согласование епископу.
Владыка одобрил проект, дал благословение на строительство Воскресного собора. Его решение сопровождалось выдачей храмозданной грамоты и книги пожертвований. Деньги, которые люди давали на реализацию проекту, были на строгом подсчете. Все пожертвования записывались в приходо-расходную книгу, которую в конце года нужно было представить в консисторию. В архивах нет данных о точной дате закладки фундаменты собора, однако, можно предположить, что случилось это в скором времени после благословения епископа. Кстати, в городе был старый Воскресенский собор, которые решили разобрать. Полученные в ходе демонтажа строительные материалы сразу же отправлялись на сооружение нового собора, а иконостас и другие убранства продали в храм, который находился в соседнем селе. Оставили только две иконы: Воскресенья Христова и Иоанна Воина.
Непосредственно о самом процессе возведения храма первый доклад подал протопоп Стефан Пименов. Масштабное строительство продвигалось медленно, но уверенно. Ящик пожертвований постоянно пополнялся. Нехватки в рабочих не было. Работа была организована отлично. Основные этапы сооружения собора, о которых есть упоминания в документах:
Форс-мажоры тоже возникали. Когда уже начинали возводить купол, треснул юго-западный столп. Сначала думали, что придётся всё перестраивать. В Арзамасе в то время жил полуграмотный, но очень толковый мастер, который предложит более выгодное решение. Столб укрепили железом и обклеили бумагой, чтобы проверить, не разрушается ли он. Строительство возобновилось.
Самым тяжёлым годом был 1823, когда в Арзамасе случился большой пожар, в результате которого выгорела дотла нижняя часть города. Огонь уничтожил богатые купеческие здания, старинные постройки, дома состоятельных жителей города, которые жертвовали деньги на храм. Это не могло не сказаться на процессе строительства святыни, хотя она и не пострадала.
Первый престол был освящён только в 1832 году, второй – в 1833, а третий – в 1834. На этот период внутренне оформление не было завершено. Отделочные работы проводились постепенно. Главный престол освятили в 1840 году. На торжестве присутствовал епископ. Последний 5-й престол был завершен в 1842 году.
Роскошный Воскресенский собор в течение продолжительного периода совершенствовался и улучшался. В конце ХIХ века здесь старостой был некий Жевакин. Сбор пожертвований на храм продолжался. Староста использовал собранные средства для золочения крестов на куполах. В городском бюджете тоже была статья расходов на ремонт собора. С 1870 года при храме существует Кирилло-Мефодиевское братство. Его члены организовывают обучение местных жителей, а также принимают решение о выдаче стипендии талантливым детям из бедных семей.
Когда власть перешла к большевикам, собор ещё продолжал функционировать. Долгое время на него не обращали внимания. Закрыли святыню только в 1932 году. С того времени храм выполняет функции антирелигиозного музея. Проводились перепланировки. Сюда завезли иконы и другие религиозные предметы из других храмов. Теперь они находились здесь в роли экспонатов. Спустя несколько лет это была тюрьма для заключённых. А в 1937 году в здании собора организовали спортивный зал. Но, даже, несмотря на все эти события, уникальная художественная роспись, фрески, иконостас пострадали незначительно. Воскресенский собор был открыт в 1944 году. С того времени проводятся масштабные реставрационные работы.
В Воскресенском соборе есть 9 престольных праздников. К оформлению внутренних стен приглашали самых талантливых учителей и учеников школы живописи. Большинство фресок выполнены в светло-коричневой цветовой гамме. Отсутствуют яркие цвета и отвлекающие мотивы. Атмосфера в соборе настраивает на спокойствие, молитвенное настроение. Мастера рисовали тушью по сырой штукатурке. Так как штукатурка быстро сохнет, художникам приходилось каждый раз наносить новый слой и рисовать, пока он остаётся ещё мокрым. Тематика картин: земная жизнь Иисуса Христа.
Особого внимания стоит иконостас. Над созданием этого величественного шедевра трудились братья Ломакины. Он состоит их 5-ти частей, обрамленных колоннами с капителями, которые изящно оформлены резными элементами, пилястрами. Иконы Богоматери и Иисуса с царскими коронами – это работа профессора Алексеева. Есть в соборе также иконы, сохранившиеся с XVI века. Храм украшали и работы местных рукодельниц, которые в совершенстве владели техникой золотого шитья.
Архитектурный ансамбль Воскресенского собора дополняет колокольня. Вначале было 10 колоколов. Самый большой колокол имел достаточно внушительные размеры, весил 8 тонн. Он отлит в 1849 году в Ярославле. Это работа мастера Мартьенова. Вес второго колокола – 3 тонны. Остальные менее впечатлительны. В храме почитают благодетелей и меценатов, которые жертвовали и жертвуют на строительство, ремонт, реконструкцию собора. Их фамилии записаны на памятных досках, располагающихся у западных врат.
Собор построен из кирпича, холодный. Было принято решение построить возле него тёплую церковь. Она была возведена на месте старого собора. В оформлении фасадов сочетаются черты двух архитектурных стилей: классицизм и барокко. Церковь имеет 22 окна, изящно декорированных наличниками и лепными элементами.
Сегодня собор продолжает функционировать, являясь одной из главных достопримечательностей Арзамаса. Это предмет гордости местных жителей. Храм сочетает в себе функции святыни и исторической, религиозной достопримечательности. Он привлекает не только величественными размерами, оригинально и богато оформленными фасадами и интерьером, но и удивительной историей. В Арзамасе Воскресенский собор – это must have к посещению.
Некоторые родители реализуют предусмотренное законом право и делают выбор в пользу семейного обучения детей. Но...
Читать далееКазанский планетарий открылся летом 2013 года на базе ВУЗа. Он находится в поселке Октябрьский. Заведение...
Читать далееПамятник Пушкину и Онегину в Йошкар-Оле располагается на улице Пушкина. Его открыли в 2011 году...
Читать далееУглич – красивый уютный русский городок Ярославской области, образовавшийся на реке Волга и входящий в...
Читать далееИзвестный курортный город Судак развернувшийся на полуострове Крыма с юго-востока, и окружен со всех сторон...
Читать далееГород-курорт Сочи и его достопримечательности — отличное место для семейного отдыха, которое пользуется популярностью у...
Читать далееВсесезонный курорт для отдыха и развлечений «Свияжские Холмы», расположен неподалеку от деревни Савино, Верхнеуслонского района,...
Читать далееВ столице республики на протяжении длительного времени успешно развивается и функционирует аграрный образовательно-научный комплекс —...
Читать далееВ Чебоксарах есть памятник, посвященный деятельности Василия Ивановича Чапаева. Скульптором монумента является П. Баландин. Ранее...
Читать далее