Мечеть Нурулла

5,001 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мечеть Нурулла или Седьмая Соборная представляет собой культовое сооружение, возведенное на месте древнего Сенного базара. Объект Старо-Татарской слободы построили в 1845-1849 гг. Это был проект знаменитого на тот период архитектора А.К. Ломана. Материальную поддержку оказали братья Ибрагима и Исхака. Средства на строительство было переданы по завещанию их отцом, который являлся купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым.

Здание сделано в виде многоугольника и оснащено куполом. Отличительные черты – монументальные аркады, центральный зал, стены, лишенные штукатурки, узорчатые арабески, витражное оформление окон. Такой образ четко прослеживается в мечети Куббат ас-сахра, который расположен в Иерусалиме. Рассматривая форму купола, можно проследить нотки османских эпох 6-8 столетия. Трехъярусный минарет, возведенный прямо перед зданием, оснащен роскошной аркой стрельчатой формы. Она сообщается с основным зданием при помощи крытого коридора.

Седьмая Соборная

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Экскурсия «Мечети Казани»

Решив посетить обитель, выберите для себя наиболее выгодное направление. Достопримечательность находится в историческом центре Казани. От автовокзала Казань-1 ходит автобус под номером 72 и трамвай под номером 2. Выйти нужно на остановке «Театр им. Камала», «Парижской Коммуны». Потом потребуется протии пешком 15-20 минут. Также транспорт отходит от вокзала Казань-2 и Центральный, Восточный, Южный, Северный. Номера автобусов -6, 37, 31, 2,71,63. Точный адрес — ул. Московская, 74 / Парижской Коммуны, 15.

как доехать

История зарождения идеи строительства

Подбор точки строительства для мечети осуществлялся тщательным образом. Джами мечети на Сенной площади отводится важное место. Это культовое исламское здание Казани, которое хранит в себе многовековую историю. Оно поражает своим великолепием, как снаружи, так и внутри. Примечательно, что в 19 веке в Старо-татарской слободе сильным изменениям подвергались все городские постройки. Появлялись культовые здания, учебные учреждения, постоялые дворы и многое другое. Постепенно улицы города наполнялись новыми элитными особняками, строительство которых производилось по установленным градостроительным канонам. При этом традиционный быт Казани отличался размеренностью. Мечети занимали существенное звено, выступая в роли главного центра религиозно-культовой жизни. За порядок в исламе отвечали богатые купцы, духовенство, Татарская ратуша. Отклонить праздничную молитву можно было, руководствуясь такой важной причиной, как работа в частном или государственном учреждении.

Сенный базар всегда отличался многолюдностью. Здесь можно было встретить людей всех слоев населения. В 18-19 веке мусульмане отдавали предпочтение посещению мечети под номером пять, которая была возведена купцом Муссой Мамяш в 1798 году. Святыня в народе именовалась, как базарная обитель. Чтобы попасть в нее, требовалось пройти целый квартал. Это требовало немалых временных затрат. Поэтому, многие мусульмане из-за временного дефицита воздерживались от общественных молитв.

Менталитет правоверных 19 века гласил, что главным компонентом наведения порядка в мусульманстве выступает организация общественного богослужения для торговцев. Первый шаг к данному действию был сделан 15 января 1815 года. Он был предпринят мусульманской элитой Казани. Купечество семейства Китаевых сделало прошение о строительстве новой обители из камня, которая будет отличаться более удобным месторасположением. Вскоре среди татарских домов недалеко от Сенного базара началось строительство храма. Но предварительно решение опровергалось со стороны властей и православия.

Оказалось, что не все положительно отнеслись к данному событию. Многие опасались, что такое столь оживленное место может помешать молитвам. Православные священнослужители тоже наложили запрет. Они утверждали, что обитель будет находиться совместно с проживающими мусульманами и новокрещенными татарами. Протесты поступили от казанского архиепископа Амвросия. В связи с этим, губернатор отказал в начале строительства. Власти постановили, чтобы начался поиск нового, более подходящего для этой цели участка. Первоначальное разрешение к этому времени было известно на всей территории Старо-татарской слободы. Татарская община глубоко обсуждала и комментировала данный вопрос, пытаясь докопаться до истины. Поведение гражданской администрации не одобрялось.

В 1830-х годах сыновья Мухаметрахима Исхаковича Юнусова стали занимать в общине татар ведущую позицию. Младший брат ненароком заговорил о необходимости постройки мусульманской святыни. Во время намаза, он совершал прогулку по базару и обнаружил, что татары озабочены только торговлей и стали равнодушно относиться к религии. Пятивременная молитва – это служба Всевышнему, которая выступает в роли обязательного предписания Ислама. Купец забеспокоился сложившейся обстановкой и ему захотелось возвратить традиции. Так, появилась первая идея о необходимости наличия базарной мечети. Купец решил создать все необходимые условия для общественного богослужения и поклялся, что сделает все для этого возможное.

В скором времени администрация одобрила проект, и процесс развернулся полным ходом. На стыке Сенной и Московской улицы в 1845-1849 гг. построили красивое, величественное здание. Фасад сооружения выходил прямо на Сенную площадь. Обитель можно было заметить со всех сторон. Теперь все работники крупного торгового центра Старо-Татарской слободы Казани могли посещать молитвы.

Приходской медрес включал в себя около 40 шакидов. Поэтому, о соперничестве с «Марджанией» или «Мухаммадией» не было и речи. Святыня существовала за счет вкладов, которые находились Камско-Волжском банке Казани. Также немалый доход приносила аренда кладовых, торговых лавок.

Духовная жизнь обители

История развития обители тесно связана с личностью основателя храма. Так, в 1871 году в роли имама выступал ахун Хузиахмет Музафаров. Этот человек являлся авторитетным богословом. Его глубоко уважала мусульманская община. Это фамилия еще не раз прозвучит в культуре Татарстана. Дочь имама станет известной, как талантливая поэтесса, а сын прославится, как композитор. Служба богослова длилась на протяжении 22 лет. Отлучили от должности священнослужителя из-за банального недоразумения. Был совершен обряд бракосочетания с девушкой, которая оказалась несовершеннолетней. Данное деяние считалось серьезным преступлением. Имама отлучили от должности. Его место занял не менее авторитетный на тот период человек — Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Современники утверждали, что данный человек был неординарной личностью. Это был представитель джадидизма, последователь Г.Баруди. На протяжении длительного времени священнослужитель содержал обитель на свои средства. Власти не хотели, чтобы Габдулла становился первым муллой. Они всячески сопротивлялись данному решению. В связи с этим, имамом стал Шакира Хасановича Уразгильдеева. Но все вопросы по управлению по-прежнему решал Габдулла Абдулкаримович Апанаев.

В начале 20 века всемирную известность приобрела газета «Азат». Можно смело утверждать, что это было одно из первых изданий того периода. Габдулла Абдулкаримович Апанаев начал балатироваться в депутаты Государственной Думы. Параллельно он принимал активное участие во всероссийских мусульманских съездах. За ним и за его братом в народе начала прочно закрепляться репутация неблагонадежных людей. В 1908 году было принято решение отрешить Габдуллу от службы. Священнослужитель был отослан в Вологодскую губернию. К нему предъявлялись стандартные на тот период обвинения – организация и реализация курсов по новым методам. Дальнейшая судьба знаменитой личности началась складываться не лучшим способом и имела трагический конец. Когда, богослов вернулся из ссылки, он начал предпринимать попытки восстановить себя в должности. В 1919 году советский суд обвинил Габдуллу в контрреволюционной деятельности и приговорил к расстрелу.

1929-1992 годы являлись тяжелыми дл мечети. Здание эксплуатировали под самые различные нужды, в том числе и жилье. В 1992 году было принято решение переименовать обитель и дать название — «Нурулла». В 1990-1995 годах начался огромный цикл реставрационных мероприятий. Максимальные усилия были направлены на восстановление минарета.

Архитектурные особенности здания

Здание построили по диагонали. Вокруг него сосредоточено большое количество одноэтажных зданий, которые сегодня применяются, как служебные здания храма. Тип возведения – двухзальная купольная обитель, оснащенная наземным минаретом с севера. Основное стилистическое направление–эклектика. Преимущественно используются национально-романтические нотки. Громоздкий каркасно-ярусный объект имеет вид восьмигранника. Исполнение минарета наземным способом использовалось впервые. Вскоре подобным образом обустраивались и другие обители Казани.

В центральной части бросается в глаза вертикальный выступ, он перекликается с куполом килевидной конфигурации. На вершине главка в виде луковицы. Внешнее оформление смотрится роскошно и праздно.

Внутреннее оформление характеризуется не менее богатым декором зеленой палитры. Центральный зал купольного вида, на южном фасаде выполнен михрабный выступ. В декоре минарета прослеживаются мотивы Волжской Булгарии. Здание смотрится от этого торжественно и элегантно. Ствол минарета в форме цилиндра монтирован на тамбуре, который сделан в виде шестигранника. Завершается конструкция ярусом небольшой высоты и с проемами. По форме отверстия напоминают зубцы, которые были характерны для башен средневековья.

Первый этаж сооружения преимущественно используется под хозяйственные нужды. Здесь же оборудовали специальную комнату для омовений. Она эффектно украшена мрамором и фонтаном. Второй этаж имеет овальное исполнение. Арки делят ненавязчиво пространство на два зала. На круговой балкон можно подняться, если воспользоваться винтовой лестницей. Главный зал украшает величавый голубой свод купола. Освещение внутреннего пространство эффектное, за счет использования внутренних витражей разных оттенков. Реконструкция интерьеров выполнялась по проекту Р. В. Билялова.

Мечеть Нурулла или Седьмая Соборная является действующей. Поэтому, приезжая на экскурсию, важно соблюдать общепринятые нормы поведения. К выбору одежды также следует подходить внимательно. Для женщин рекомендован головной убор, длинная юбка, рукава прикрывающие руки. Службы проходят регулярно. Об их расписании можно уточнить на официальном сайте.

Гостиницы и кафе

Выбор отелей является большим. Достопримечательность находится в центре столицы. Популярные варианты у туристов – «Московская», «Коммуна», «Дуслык», «Акспай», «Берисон Худякова», «Этника», «ТатарИнн». Много отличных вариантов есть в частном секторе. Снять квартиру можно недорого.

После продолжительного изучения местных достопримечательностей возникает вопрос о том, где перекусить. Заведения общественного питания представлены на каждом углу. Востребованы кафе и рестораны различных кухонь мира. Среди туристов популярно национальное меню. Особенно известны следующие пункты питания — «Татарская усадьба», «Казан нуры», «Жар Свежар», «Чайная история», «Тархан» и другие. Преимущества заведений – уютный интерьер, отличное обслуживание. Среди блюд востребована выпечка, мясо. Можно заказать комплексные обеды.

Еще обзоры

Воскресенский собор в Арзамасе Макарьевский монастырь Дивеево – достопримечательности, монастырь, история и традиции, святые места Шабаши — Ежово — Масканур (Марий Эл) — родники и источники Серпуховский Высоцкий мужской монастырь Параскево-Вознесенский женский монастырь в Пайгарме – места силы и исцеления, родники Цивильский монастырь в Чувашии –загадочная история появления, святыни, интересные факты Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь – священная достопримечательность Истры Свято-Данилов монастырь — достопримечательности, святыни, как добраться Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления Седмиозерная Богородицкая пустынь — путешествие по святым источникам Раифский мужской монастырь, Казань Мечеть Кул Шариф в Казани Оптина Пустынь — духовная лечебница в центре России Бурнаевская мечеть