Мокринский железнодорожный мост относится к самым красивым и загадочным достопримечательностям Чувашской республики. Объект поражает монументальностью, величественностью, грандиозностью: арочная конструкция, эффектно оформленные толстые колонны, вертикальные перегородки, выполняющие функцию ребер жесткости. Здесь царит атмосфера Средневековья, ведь именно в те времена были популярными такие виадуки, хотя этот мост построен только в первой половине ХХ века.
По официальным данным длина сооружения составляет 360 метров, ширина – 4 метра, высота – 34 метра. Мокринский мост – это самое красивое сооружение такого типа не только в Чувашии, но и во всей России. Объект включен в список исторических и культурных памятников Канашского района. Эта достопримечательность привлекает туристов из разных регионов. Сегодня здесь не ходят поезда, рельсы разобраны. Мост выполнял свои прямые функции до 1986 года. Его использовали в качестве перегона между двумя железнодорожными станциями: Ачакс и Мокры.
С этим мостовым сооружением связаны различные легенды и сказания. Есть две версии, объясняющие происхождение данного объекта. По одной из них Мокринский мост построили в период с 1914 до 1918 гг. Разработкой проектной документации занимался инженер из Германии Гехард Шумахер. Есть сведенья, что во время испытаний объёкта проектировщик вместе с членами своей семьи находился под пролетом сооружения, но этот факт не имеет документального подтверждения. В 1918 году все строительные работы завершились, и объект сдали в эксплуатацию. В те годы он имел важное стратегическое значение – соединял Казань с Москвой.
Вторая версия связывает возведение мостового сооружения в деревне Мокры с именем отечественного инженера Григория Передерея.
Реализация проекта осуществлялась в период 1913-1917 гг. В то же время построили жд участок Арзамас-Шихраны.
В 1935 году мостовое сооружение взяли под охрану военнослужащие. Для них здесь построили казарму и баню. Ходить под виадуком ночью было запрещено.
В военное время железобетонный мост в деревне Мокры был важным стратегическим объектом, по нему переправляли боеприпасы и оборудование. Когда немцы об этом разведали, хотели разрушить объект.
К ремонту и восстановлению сооружения привлекали военнопленных из Германии.
В 1956 году объект опять начал охраняться военными.
Капитальный ремонт моста проводился в 1969 году.
Мокринский мост сохранял свою функциональность до 1986 года.
После в районе была построена новая железнодорожная ветка. Старый объект решили закрыть. Рельсовый путь разобрали. С тех пор движение по мосту не осуществляется. Сегодня Мокринский виадук – интересная историко-архитектурная достопримечательность.
Архивные данные
Так кто же построил мост: немец или русский, Шумахер или Передерий? Две версии – это удобно: или та, или другая. Но, 1913-1918 гг. – это же не так давно. Наверное, о тех временах сохранились какие-то архивные документы, записи, по которым можно точно определить авторство проекта Мокринского моста. С чего начать? На официальном сайте Росавтодора есть полезный, интересный раздел под названием «Книги». Здесь находится отсканированное произведение Григория Передерия. Название его книги «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчёт». Издана она в 1931 году. В первой части речь идёт о мостах малых конструкций, построенных из камня, дерева и железа.
В главе о каменных мостах автор подробно описывает французские виадуки. В 1908 году проектировщик был командирован в Швейцарию, Германию и Францию, чтобы изучить мостостроительную практику. Во время этой рабочей поездки Передерий знакомится с наиболее популярными схемами возведения мостов. Особое внимание инженер обращает на мост deCommeles, который был построен в Париже в 1858 году. Мокринский мост имеет много сходств с этим сооружением. Характеристики французского моста: длина 400 метров, количество арок – 15 метров, ширина между колоннами – 19 метров. Единственное отличие в том, что французский мост был построен из камня, а чувашский – из железобетона.
Для строительства Мокринского моста использовали новый на то время материал – железобетон, который считался более прочным, устойчивым и долговечным по сравнению с камнем, и, тем более, деревом. В Европе он активно применялся еще в середине, а в России в конце XIX столетия. Транспортные конструкции и мостовые сооружения из этого материала начали активно строиться с 1910-х годов. Первым железобетонным объектом в России стал Лебедянский мост. В Саранске по этой же технологии возвели Посопский мост в 1912-м году. Сооружением обоих объектов занималась известная компания «Грингоф и брат». На строительство уходило всего несколько месяцев, что свидетельствует о том, что технология была отлично отлажена.
Мокринский мост по техническим характеристикам существенно превышает и Лебедянский, и Посопский сооружения. Объект в Мокрах отличается сложностью возведения, впечатлительными размерами, удивляет красотой. Жаль, что мост заброшен. Как только в 500 км отсюда соорудили новое мостовое сооружение, виадук перестал функционировать. С 1986 года объект играет роль культурной достопримечательности районного уровня. Металлические опоры сняли, рельсовый путь разобрали, вода обнажила арматуру, водопропускные клапаны забились. Красивый, величественный Мокринский мост погрузит вас в атмосферу французского Средневековья.
Интересно! Мост deCommeles, по образцу которого был построен Мокринский мост, прослужил 127 лет. Сооружение снесено в 1985 году. Вместо него построили современный объект, но он не столь привлекателен.
Конструктивные особенности
Мост в Мокрах – уникальная архитектурная достопримечательность, которая привлекает туристов из разных регионов страны. Объект очень красивый, несмотря на то, что со времени его сооружения прошло более 100 лет. Особенности мостового сооружения:
располагается в деревне Мокры Канашского района Чувашии;
большая высота виадука – до 34 м;
длина достигает 360 м;
общая протяженность – 1200 м;
мост состоит из 15 арочных пролетов и 16 опорных столбов;
тип конструкции – классический виадук.
Мост состоит из арок. Это древняя архитектурная форма, возникновение которой относят к II тыс. до н.э. Считается, что арки изобрели представители цивилизации шумеров. Арочная конструкция обрела огромную популярность, применялась не только при строительстве мостовых сооружений, но и других архитектурных объектов. Арка представляет собой криволинейный брус, который выполняет сразу две функции: практичную и эстетичную. Она не только обеспечивает объекту привлекательный, оригинальный внешний вид, но и является несущей конструкцией, отвечает за надёжность и долговечность сооружения.
Интересно! В России есть только две похожих конструкции с такими вертикальными перегородками и габаритными опорами. Обе находятся в Пермском крае. Это Бартымский и Сарсинский виадуки. Но по размерам они не сравняться с Мокринским мостом, так как у первого только четыре пролета, у второго – шесть.
Интересные факты
Мокринский мост – это не только красивая, но и загадочная достопримечательность, с которой связаны различные легенды и сказания. Уникальный архитектурный памятник действительно стоит внимания. Посещение этого монументального сооружения оставит после себя незабываемые впечатления.
До 2012 года Мокринский мост считался самым длинным в Чувашской республике. В 2012 ввели в эксплуатацию Сурский автомобильный мост, общая протяженность которого составляет 1242 метра.
Под мостом протекает река Утка. Именно она стала причиной строительства виадука, поэтому можно предположить, что в то время она была полноводной. В 2011 году здесь был освящен источник с целебной водой «Сиплĕх çăлкуçĕ» («Ключ здоровья»). Также построили часовню.
В 2015 году местное население составило и отправило властям письмо с просьбой взять этот архитектурный памятник под охрану.
В военное время фашисты хотели уничтожить Мокринский мост, так как он являлся объектом стратегического назначения. Но они не смогли его найти, так как искали в крупных городах. Так мост остался целым.
Об этом мостовом сооружении уже снято несколько репортажей, которые показывались на центральных каналах.
Панорама объекта отлично просматривается с нового моста. Он был построен для спрямления пути в километре от виадука.
На мост можно забраться, из него полюбоваться местными красотами. Не рекомендуется это делать в сырую погоду, ведь можно поскользнуться и получить травму.
Мокринский мост использовали при разработке герба Чагарского сельского поселения. Утвержден символ 21 ноября 2014 года. Автор Вадим Шипунов. Герб весьма оригинален. Фон символа красный, на нем нарисован виадук на двух опорах. По центру – арка, а в ней – серебряный фонтан.
Ценность объекта
Сегодня Мокринский мост не имеет уже ни стратегического значения, ни даже не выполняет своих прямых функций. О том, что здесь была проложена железная дорога, ничего не напоминает. Но это важный архитектурный памятник. Монументальное сооружение сохранилось в отличном состоянии. Правда, есть участки, разрисованные «пещерными рисунками», и это печально, ведь достопримечательность необходимо сохранить, а не исказить и уничтожить.
Объект имеет историческую ценность, так как хранит в себе воспоминания, связанные с военным и послевоенным периодами. В России всего несколько похожих сооружений, и то они не настолько монументальные и грандиозные.
Мокринский железнодорожный мост в Чувашии – излюбленное место роупджамперов. Конечно, прыгнуть с этого мостового сооружения сможет не каждый, даже с альпинистским сооружением. Но если такая возможность выпадет, не упустите. Море адреналина и незабываемые эмоции обеспечены. Кстати, информации о несчастных случаях на мосту нет.
А ещё на Мокринский мост приезжают молодожёны для снятия свадебных фотосессий. Живописные пейзажи, средневековая атмосфера – фотографии и видео получаются очень красивыми, просто сказочными.
Как добраться?
Мокринский пост находится в Канашском районе Чувашии в небольшой деревушке Мокры. Добраться сюда можно из разных городов.
Чебоксары – в пути 1 час 26 минут (расстояние 92,6 км);
Ульяновск – в пути 2 часа 24 минуты (расстояние 175 км);
Казань – в пути 2 часа 22 минуты (расстояние 165 км).
Лучше всего сюда ехать на собственном автомобиле или можно взять такси. Автобусные остановки находятся далеко, поэтому если вы выберите общественный транспорт, придётся долго идти пешком.
Советы туристам
Мокринский мост прекрасен в любое время года. Зимой он холодный и строгий, весной вокруг него зацветают деревья и полевые цветы, летом его можно увидеть во всей красе, а осенью он вновь становится хмурым. Если вы решите посетить эту невероятно интересную и красивую достопримечательность, выбирайте для путешествия тёплое время года. Летом в солнечную погоду мост просто восхитителен. В этом можно убедиться, посмотрев видео с квадрокоптеров.
Мокринский мост – это историческая, культурная, архитектурная достопримечательность региона, которую непременно стоит посетить. Привлекает не только само сооружение, местность тоже очень красивая. Посмотрите на карте: рядом водоёмы, река, деревья. Можно подняться вверх и сделать много ярких фотографий либо спуститься к речке, искупаться, попить воды из целебного источника.
Наиболее предпочтительный формат поездки – экскурсия. Если перед путешествием не собрать достаточно информации, а просто приехать посмотреть на мост, вы увидите просто архитектурное сооружение «без души». А вот во время экскурсии гид расскажет много интересного о Мокринском моста, познакомит с историей его строительства, поведает легенды, сказания, связанные с этим объектом.